На протяжении 2000–2016 гг. в Молдове не удалось внедрить стабильную экономическую модель. За период независимости в республике произошло обнищание граждан. В 2015 г. Молдова заняла 92 позицию из 142 государств мира в рейтинге благополучия (Legatum Prosperity Index 2015). А в рейтинге, включающем только европейские страны, Молдова занимает последнюю строчку по уровню жизни. При этом отметим, что самый высокий рейтинг у республики был в 2011 г. — 79-е место, а с 2012 г. шло постоянное снижение индекса. Размер номинального ВВП республики снизился с 7,9 млрд долл. в 2013 г. до 6,2 млрд долл. в 2015 г. В 2015 г. ВВП на душу населения по данным Всемирного банка уменьшился сразу на 7,7% до 1 848,1 долл. по сравнению с предыдущим годом, в 2016 г. снизился еще на 7,4% до 1 712,2 долл. (143 место из 187 стран).
Панацеей от экономических проблем в Кишинёве виделось создание ассоциации с Европейским союзом, соглашение о которой было подписано в июне 2014 г., ратифицировано 1 сентября 2014 г, но полностью
вступило в силу 1 июля 2016 г.
В результате действительно увеличилась торговля республики со странами Евросоюза с 45,3% в 2012 г. до 54,5% в 2016 г. При этом молдавский экспорт в ЕС в этот период вырос с 47,0% до 65,1%, а импорт из Евразийского союза увеличился с 44,5% до 49,1%.
Но в экспорте в ЕС в 2015 г. опережающее и значительное увеличение (на 54%) пришлось на реэкспорт.
В связи с подписанием договора об ассоциации с ЕС Россия, крупнейший на тот период торговый партнер страны, объявила о экономических мерах в отношении РМ.
Краткосрочная перспектива продолжает оставаться сложной. Это вызывает недовольство населения, более 60% которого выступают против европейского вектора интеграции Молдовы. ЕС, являющийся ее основным спонсором, настойчиво требует от республики проводить реформы судебной системы, деполитизацию государственных учреждений, расследования кражи 1 млрд долл. из банковской системы страны и др., угрожая, что в случае их невыполнения ЕС не будет оказывать финансовую помощь.
На протяжении 2000–2016 гг. в Молдове не удалось внедрить стабильную экономическую модель. За период независимости в республике произошло обнищание граждан. В 2015 г. Молдова заняла 92 позицию из 142 государств мира в рейтинге благополучия (Legatum Prosperity Index 2015)[i]. А в рейтинге, включающем только европейские страны, Молдова занимает последнюю строчку по уровню жизни. При этом отметим, что самый высокий рейтинг у республики был в 2011 г. — 79-е место, а с 2012 г .шло постоянное снижение индекса. Размер номинального ВВП республики снизился с 7,9 млрд долл. в 2013 г. до 6,2 млрд долл. в 2015 г. В 2015 г. ВВП на душу населения по данным Всемирного банка уменьшился сразу на 7,7% до 1 848,1 долл. по сравнению с предыдущим годом, в 2016 г. снизился еще на 7,4% до 1 712,2 долл. (143 место из 187 стран).
Панацеей от экономических проблем в Кишинёве виделось создание ассоциации с Европейским союзом, соглашение о которой было подписано в июне 2014 г., ратифицировано 1 сентября 2014 г, но полностью вступило в силу 1 июля 2016 г. Это соглашение включает в себя Углубленную и всеобъемлющую зону свободной торговли (DCFTA), направленную на содействие экономической интеграции и политической ассоциации между ЕС и Молдовой. Автономные торговые преференции, введенные еще с 2008 г. в рамках Восточного партнерства, также должны обеспечивать беспошлинный и неквотируемый доступ для почти всех молдавских товаров на рынок ЕС.
Торговые преференции имеют два режима: полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, но в рамках квот и отмену адвалорных частей ввозных пошлин[ii]. Но 80% продукции молдавского экспорта вообще не коснулось ЗСТ с ЕС. Квоты на экспорт товаров в ЕС в беспошлинном режиме были предоставлены для следующей молдавской продукции — мясо крупного рогатого скота и птицы, яйца, молочные продукты, ячмень, кукуруза, пшеница, колбасы, сахар и виноградное вино. Однако из-за несоответствия молдавской продукции европейским стандартам качества и ветеринарным, санитарным нормам квоты на мясо, яйца, молочную продукцию, колбасы практически не использовались. А квоты на остальные товары выбирались не полностью.
В результате действительно увеличилась торговля республики со странами Евросоюза с 45,3% в 2012 г. до 54,5% в 2016 г. При этом молдавский экспорт в ЕС в этот период вырос с 47,0% до 65,1%, а импорт из Евразийского союза увеличился с 44,5% до 49,1%.[iii]
Но в экспорте в ЕС в 2015 г. опережающее и значительное увеличение (на 54%) пришлось на реэкспорт. Так, по расчетам молдавских экспертов экспорт в ЕС молдавской продукции, очищенной от давальческого сырья (реэкспорта) сократился на 6,6%. Остальная часть (без поставок продукции на давальческом сырье) в структуре экспорта в ЕС представлена первичным сырьем с низкой добавочной стоимостью: пшеницей, кукурузой, подсолнечником, орехами, медом, необработанной кожей и металлом. Фактически Молдова в минимальной степени смогла воспользоваться расширением рынка сбыта своих несырьевых товаров.
В связи с подписанием договора об ассоциации с ЕС Россия, крупнейший на тот период торговый партнер страны, объявила о экономических мерах в отношении РМ. Во-первых, переход Молдовы к более жестким требованиям на ветеринарные сертификаты ЕАЭС защищенной формы. Во-вторых, с сентября 2014 г. было введено эмбарго на поставку молдавских вин. Убытки от него для Молдовы только за три последующих месяца превысили 20 млн долл. А за весь 2014 г. либерализация экспорта вина в ЕС не смогла компенсировать потери российского рынка. В-третьих, введение с сентября пошлин на всю сельскохозяйственную продукцию в размере ставок Единого таможенного тарифа ЕАЭС, и соответственно лишение Молдовы привилегий в торговле с РФ. Всего в список товаров, подлежащих таможенному налогообложению, вошло 19 видов товаров. Среди них: мебель, алкогольная продукция, овощи, мясо, сахар, зерно, а также некоторые продукты питания.
В результате предпринятых мер для защиты российского рынка в 2014 г. молдавский экспорт в Россию сократился почти на 35%. При этом падение экспорта по 19 группам товаров из РМ в Россию оценивалось в 200 млн долл. А потери фермеров составили около 145 млн долл.
Таким образом, молдавская экономика крайне уязвима из-за воздействия внешних шоков со стороны торговых партнеров и глобальных мировых процессов, а также внутренней политической нестабильности. Краткосрочная перспектива продолжает оставаться сложной. Это вызывает недовольство населения, более 60% которого выступают против европейского вектора интеграции Молдовы. ЕС, являющийся ее основным спонсором, настойчиво требует от республики проводить реформы судебной системы, деполитизацию государственных учреждений, расследования кражи 1 млрд долл. из банковской системы страны и др., угрожая, что в случае их невыполнения ЕС не будет оказывать финансовую помощь.
В связи со сложным состоянием экономики руководство РМ осознало необходимость восстановления торгово-экономических отношений с Россией и евразийского интеграционного вектора в целом. Но единства в молдавской политической элите по этому вопросу нет. Новый президент страны — лидер Парии социалистов И. Додон, пришедший к власти после прямых выборов 13 ноября 2016 г., еще в предвыборных обещаниях заявлял о намерении возобновить стратегическое партнерство с Россией. Но сделать это возможно лишь после решения проблемы с таможенными пошлинами в трехстороннем формате — Россия–ЕС–Молдова. Более того, работа президента будет осуществляться в условиях противостояния с действующими до конца 2018 г. проевропейскими парламентом и правительством страны.
В апреле 2017 г. в Бишкеке был сделан первый шаг по восстановлению экономических связей с евразийскими странами: президент РМ И. Додон подписал документ, дающий республике статус наблюдателя в ЕАЭС. Однако этот документ должен ратифицировать молдавский парламент. Премьер-министр страны П. Филип, например, считает, что президент превысил свои полномочия, подписав данный документ. Также И. Додон и председатель коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Т. Саркисян подписали меморандум о сотрудничестве между республикой и ЕАЭС.
Говоря об экономических связях со странами Евразийского экономического союза, необходимо отметить несколько моментов. Во-первых, до 2008 г. безусловное первенство в экономическом взаимодействии принадлежало странам СНГ (ЕАЭС — это 5 из 11 стран СНГ), прежде всего РФ. Доля России, которая в 1997 г. в экспорте страны составляла 61,5%, в 2015 г. стремительно упала до 12,2%. Такое падение привело к тому, что Россия, благодаря поставкам энергоресурсов, в первую очередь газа, сохранила свое лидерство в импорте Молдовы. А первое место в экспорте республики, принадлежавшее России, заняла с 2014 г. Румыния, через которую идут молдавские поставки в ЕС. Во-вторых, внешнеторговые связи страны с ЕС уже к 2017 г. приобрели устойчивый характер и республика не станет их разрушать. В-третьих, исходя из политической конъюнктуры в стране, не был проведен анализ возможных выигрышей и потерь от европейской и евразийской интеграции. В итоге Молдова за три года евроинтеграции мало чего приобрела в торговле с ЕС, но при этом утратила выгоды от фактической потери емкого рынка ЕАЭС, в первую очередь рынка РФ.
Анализ торговли Молдовы со странами-членами Евразийского союза за 2012–2016 гг. (по данным ВТО) показывает следующее. Резко сократилась доля главного торгового партнера — России: с 20,0% до 12,7%. Это произошло за счет падения экспорта на 26% и импорта — на 12% в среднем за этот период. У второго по объемам торговли евразийского партнера — Беларуси — доля в общем объеме внешней торговли сохранилась на уровне 3,4%, однако при увеличении молдавского экспорта на 9% произошло сокращение импорта на 17%. Казахстан также сильно сократил свое присутствие на молдавском рынке с 1,1% до 0,3% за счет сокращения экспорта на 20%, а импорта на 41%.
Таблица
Торговля Молдовы со странами ЕАЭС
Страны
|
2012
|
2016
|
Экспорт
|
Импорт
|
объем
|
Экспорт
|
Импорт
|
Объем
|
Армения
|
1,4
|
0,4
|
1,8
|
0,9
|
0,3
|
1,2
|
Беларусь
|
80,7
|
172,2
|
252,9
|
103,5
|
101,2
|
204,7
|
Казахстан
|
50,3
|
28,5
|
78,8
|
13,2
|
3,1
|
16,3
|
Кыргызстан
|
2,8
|
0,3
|
3,1
|
1,8
|
0,1
|
1,9
|
Россия
|
655,1
|
816,9
|
1472,0
|
233,2
|
535,2
|
768,4
|
Источник: http://trademap.org
[i] Индекс включает восемь категорий: экономика, образование, здравоохранение, личные свободы, безопасность, предпринимательство, управление и социальный капитал.
[ii] Адвалорный порядок исчисления ставок таможенных пошлин — это способ определения пошлины через процент от таможенной стоимости продукта. Размер пошлины высчитывается по формуле. Это аналог пропорционального налогообложения на продажу. Адвалорная пошлина взимается с товаров с разными качествами в рамках одного класса. Рассчитывается она на основе стоимости груза. Пошлина предполагает оплату суммы, установленной в процентах к таможенной стоимости продукта.
Подробнее: http://vedinform.com/customs/payments/advalornaja-poshlina.html
[iii] Посчитано автором по данным ВТО // http://trademap.org/Bilateral_TS.aspx?nvpm=1|498|||14719|TOTAL|||2|1|1|1|2|1|1|1|1
[iv] См подробнее: Фокина Л.В Молдова на перепутьемежду ТС и ЕС // Россия и новые государства Евразии. 2013. № 2 (19). С. 43-52.
[v] «Молдовагаз» — совместное молдавско-российское акционерное общество, созданное «Газпромом», правительством Молдовы и Министерством промышленности Приднестровья.